Психологические тесты online и offline  
 
Тесты
 
 
Библиотека
 
 
Софт
 
 
Конструктор
 
Навигация : Начало > Библиотека > БСЭ > Педология | Карта сайта
 

 

 

Педология (от греч. pais, родительный падеж paidos - дитя и ...логия), буквально - наука о детях, фактически - совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин "педология" не употребляется; вопросы, включавшиеся в проблематику педологии, разрабатываются в общем русле развития детской и педагогической психологии. Возникновение педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики; первые работы педологического характера относятся к началу 20 века (в зарубежных странах - Г. С. Холл, Дж. Болдуин, Э. Мёйман, В. Прейер и др., в России - В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.).

В дореволюционной России педология была представлена на съездах по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916). После Октябрьской социалистической революции 1917 развилась сеть педологических учреждений, была издана обширная литература, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журнал "Педология" (1928-32). К концу 20-х годов педология начала претендовать на роль "марксистской науки о детях", монополизируя право на изучение ребёнка, оттесняя педагогику и поглощая психологию, анатомию и физиологию детского возраста.

Идеалистические и механистические установки педологии, её антипсихологизм (в психологии она видела лишь науку о субъективном), чрезмерное увлечение научно необоснованными тестами, при помощи которых определялся так называемый коэффициент умственной одарённости учащихся, отрицательно сказались на психологии и педагогике и в особенности много вреда причинили школе. В этой связи ещё в начале 30-х годов многие положения педологии (проблемы предмета педология, био- и социогенеза, тестов и др.) подверглись принципиальной содержательной критике. Критика характерного для педологии игнорирования собственной деятельности школьников и ведущей роли воспитания и обучения в развитии ребёнка получила завершение в постановлении ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 "О педологических извращениях в системе наркомпросов". Резкие и по большей части справедливые критические выступления советских педагогов против педологии со ссылкой на это постановление нередко сопровождались отрицанием всего положительного, что было сделано советскими учёными (П. П. Блонским, Л. С. Выготским и др.), так или иначе связанными с педологией и действительно допускавшими серьёзные ошибки, но вместе с тем творчески развивавшими педагогику и психологию.

...

А. В. Петровский.

 


Все страницы этого раздела :

Анкетирование Бехивиоризм Бине Детская психология Дифференциальная психология Гальтон Гештальтпсихология Глубинная психология Зоопсихология Индивидуальная психология Инженерная психология Интервьюирование Коэффициент интеллектуальности Ламарк Необихеовиоризм Неофрейдизм Педология Педагогика Пиаже Психика Психоанализ Психология Психология спорта Психология труда Психосоматика Психотехника Сравнительная психология Стресс Тест Торндайк Эмпирическая психология Фрейд Фрейдизм Холл Штерн Юнг

^ Наверх | | Новости сайта | Новостная лента [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] | Поиск | Copyright | | Наверх ^
1560956638 0.00073909759521484 X